Влияние кризиса на кадровые агентства - статья
  • Успешная практика более 10 лет
  • Индивидуальный подход
  • Широкий выбор услуг
  • Первые кандидаты через 3 дня
  • Гибкая ценовая политика
  • Гарантия до 12 месяцев

8(495) 989-62-37

Не дозвонились? Мы перезвоним!

г.Москва,м. Октябрьское поле,
ул. Народного Ополчения, д.34, стр.3, оф.305

E-mail: info@pik-hr.ru

Главная  >  Статьи  >  Влияние кризиса на кадровые агентства - мнение эксперта

Спрос на услуги кадровых агентств начал сокращаться минувшей осенью еще до того, как слово «кризис» стало официально употребляться применительно к текущей экономической ситуации в нашей стране. Первыми пострадали специализированные агентства, работающие для банковско-финансовой сферы и строительства. Так, в одном из агентств, обслуживающем банки и финансовые организации, уже в октябре 85% сотрудников были отправлены в отпуск за свой счет из-за недостатка заказов.
К декабрю значительное снижение спроса на услуги проявилось практически во всех агентствах по подбору персонала как в Москве, так и в регионах. Это привела к необходимости уменьшения затрат. Сокращение персонала и арендуемых офисных площадей стало в кадровых бизнесах обычным делом.
Даже в агентствах, которые прежде не имели трудностей с получением от клиентов оплаты за выполненные заказы, задержки с оплатой стали возникать значительно чаще. Видя положение кадровых агентств и стремясь снизить затраты, некоторые компании стали настаивать на снижении стоимости услуг по подбору персонала. Массового характера это явление не приняло, но движение уже заметно.

Услуги кадровых агентств в период кризиса.
Услуги по подбору для компаний руководителей и специалистов были и остаются основными услугами агентств по подбору персонала. Опыт кризиса 1998 года и текущая ситуация на кадровом рынке это подтверждают. Каждый продолжает делать и продавать то, в чем он является профессионалом.
Но изменение ситуации заставляет агентства быть более гибкими и изобретательными. Поэтому появляются новые услуги. Например, наряду с обычным рекрутментом некоторые агентства предложили более простые и дешевые услуги. Например, услугу «Скрининг кандидатов», т.е. поиск кандидатов по базам данных и отбор по резюме. Такая услуга представляет интерес для тех компаний, которые не имеют постоянного договора с наиболее эффективными платными базами данных в Интернет. Также предлагается подбор персонала с оценкой кандидатов по упрощенной программе («Экспресс- подбор»).
Высвобождение части сотрудников в ряде компаний создает спрос на услуги по аутплейсменту, т.е. содействию трудоустройству высвобождаемых сотрудников. Многие кадровые агентства готовы выполнять такого рода работы, но спрос на эти услуги имеет весьма ограниченный характер и не может компенсировать потери, связанные с сокращением заказов на подбор персонала.
Некоторые из кадровых агентств «второго эшелона» пытаются заниматься трудоустройством, взимая за это плату с соискателей работы. Но, как показал опыт 1998 года, такого рода услуги очень плохо совмещаются с услугами по побору персонала и портят профессиональный имидж тех агентств, которые допускают такое совмещение. Поэтому серьезные агентства на это не идут.

Прогноз рекрутингового рынка в России на 2009 год.
Сейчас реальностью является сокращение рекрутингового рынка по количеству заказов и их суммарной стоимости в два-три раза. Те агентства по подбору персонала, которые сумели быстро перестроить свою деятельность с учетом этого, сохраняют свою конкурентоспособность в новых условиях. Те, кто существенно опоздал или опаздывает с реакцией на ситуацию в экономике, рискуют потерять значительно больше и даже вовсе уйти с рынка в 2009 году.
Также в более трудном положении оказываются агентства, вступившие в кризис с долгами или не имеющие «страхового запаса» финансовых ресурсов. Можно ожидать, что в 2009 году количество агентств на рынке рекрутинговых услуг сократится. Но это уменьшение произойдет почти исключительно за счет относительно молодых агентств, возникших в последние годы.
Одним из важных условий относительно успешного ведения рекрутингового бизнеса в новых условиях является активизация работы с потенциальными клиентами. Руководители и специалисты служб управления персоналом компаний отмечают, что в ноябре-декабре 2008 года резко выросло количество поступающих к ним от кадровых агентств предложений о сотрудничестве. Значительно увеличилось количество бесплатных мероприятий агентств в интересах клиентов – круглые столы по актуальным вопросам, проведение исследований с рассылкой отчетов и др. Если хочешь, чтобы тебе помогли, сделай сначала сам что-нибудь хорошее и полезное.

Когда-то Иисус сказал: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимущего отнимется и то, что имеет» (от Матфея, 25, 29). Экономический кризис всегда приводит к изменениям на рынке. Применительно к рынку рекрутинговых услуг это проявится в 2009 году относительным усилением наиболее опытных и профессиональных кадровых агентств за счет более слабых.
Точного прогноза того, в какие сроки следует ожидать начала улучшения дел в российском рекрутинговом бизнесе, не даст сейчас никто. Если исходить из того, что в нижнюю фазу кризисного цикла наша экономика войдет в феврале – марте 2009 года, то улучшение ситуации на рынке рекрутинговых услуг уже скоро наступит. Дело в том, что количество заказов на подбор персонала зависит не только от объективного положения дел в экономике, но и от объективных ожиданий владельцев и топ-менеджеров компании.
Как люди более опытные и дальновидные, они сейчас готовятся к худшему и стараются действовать на опережение. Именно поэтому ситуация на рынке рекрутинговых услуг ухудшилась значительно раньше и сильнее, чем ухудшилась ситуация по экономике в целом. Но и оживление работы по привлечению в компании новых профессионалов, способных обеспечить конкурентоспособность бизнеса на этапе выхода из кризиса, тоже пойдет с некоторым опережением.
Полагаю, что уже в мае – июне 2009 года нижняя стадия кризисного цикла в России будет в основном пройдена. Начнется выход из кризиса, когда каждый новый месяц будет в целом лучше, чем предыдущий. А на рынке рекрутинговых услуг это произойдет даже несколько раньше.

Это относительно оптимистичный прогноз. В то же время ряд руководителей ведущих агентств по подбору персонала предлагают более осторожное видение. Нужно быть готовыми к тому, что в течение 2009 года ситуация на рекрутинговом рынке будет в целом примерно такая, какая сложилась к ноябрю-декабрю 2008 года. Если агентство способно длительное время работать безубыточно в такой ситуации, то это делает шансы агентства на успешное прохождение кризиса весьма высокими.

Валерий Поляков,
Генеральный директор рекрутинговой компании «Гласфорд Интернейшнл»,
вице-президент Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП)

 

Источник: Комментарии.ру

25.08.2010 17:40